Третьи (танец Саусрыкъо) не имеют ясно выраженной композиционной формы, но читаются по смысловому центру рисунка.
Очень важно то, что в главном герое "Нартхэр" Саусрыкъо художник увидел не гиганта и атлета сверхчеловеческой силы, как это замечается, например, в иллюстрациях Мухарбека Туганова к Осетинским нартовским сказаниям. Адыгские нарты, и особенно сын камня, не выделяются размерами и бычьей силой. Он закалённый, тренированный, выносливый, ловкий, энергичный воин, обладающий реактивностью и смекалкой, искусный стрелок и фехтовальщик, а когда необходимо, и хитрец, т.е. в этом образе почти идеально собран максимум положительных мужских достоинств чисто человеческого свойства. Поэтому Саусрыкъо всегда побеждает, но, побеждая, карает только зло.
Меретуков Давлет создал в изобразительном искусстве именно такой образ нартского Ахиллеса. Саусрыкъо не красавец, не гигант ростом, но перечисленные качества (мужество, благородство, воинское умение) и гуманность ставят его вне конкуренции. Меретуковский Саусрыкъо ныне фигурирует и в витражах автовокзала, а также в рельефе "МашIо къэзыхьыгъэр" там же, и в семитомнике "Нартхэр" в четырёх иллюстрациях, и на обложке семи книг, и на Гербе Республики Адыгея. Фактически образ Саусрыкъо превращён художником в эпическо - этический символ адыгов (черкесов). Симпатии иллюстратора "Нартхэр" к этому герою замечаются при чтении эпоса и просмотре немногих изображений. Саусрыкъо всегда тщательно нарисован, точно моделирован, изящно одет и экипирован, как кентавр неотделим от своего Тхожия (коня).
Все иллюстрации Меретукова о Саусрыкъо композиционно обострены. Как правило, это неустойчивый треугольник, фигура диагональной направленности. Удачнее всего железноглазый и шелкоусый сын пастуха, добывший огонь, изображён в заглавной заставке и внутритекстовой иллюстрации второго тома. Здесь Саусрыкъо представляет собой сложную, даже дробную, но единую массу "Шыузакъо", слитую с конём и подобно