Саусрыкъо - обнажённый мальчик, написанный силуэтно и негативно, в оранжевом цвете, сливается с огненным фоном, как бы ещё только проявляясь из космической материи.

Любопытно, что самая возвышенная крупная фигура Сатанай, изображённая по центру композиции и составляющая её геометрический стержень, служит своеобразным фоном диалога Тлепша и Саусрыкъо. Светлая фигура пастуха Саусны - родителя сына камня заполняет левую часть фона.

Этот большой витраж южной торцовой стены автовокзала призван пропускать наибольшее количество солнечных лучей в помещение. И он это делает даже в пасмурную погоду. Тогда серый свет, проходя сквозь огненные краски Меретукова, возрождает солнечный эффект и создаётся иллюзия солнечной погоды.

Но особенно ярко фантастично картина "Рождение Саусрыкъо" читается в освещении лучей вечернего заходящего солнца. Попадая в такие часы на вокзал в крайне озабоченном состоянии, невольно заражаешься праздничным духом эпической романтики. Начинаешь думать не о печальных деталях "тхьаусхэкIо" (обычай соболезнования) в селении Хакуринохабль, куда везёт тебя автобус ЛАЗ, а о конном "зекIо" (походе) на встречу с восставшим из подземного царства и из далёкого прошлого нарта Саусрыкъо.

Следовательно, это произведение очень выгодно характеризует художника, с одной стороны, как талантливого монументалиста, который с блеском использовал самое главное качество витражного искусства.

На земле абадзехов находится фишт-оштеновский горный массив - сердце Черкесии. Как известно нартскому эпосу, кузница Тлепша - адыгского Гефеста находилось где-то на горе Фишт. Там же, в районе Фишта располагается и священное озеро ХыкIо, вокруг которого в Древней Черкесии устраивались всеадыгские фестивали культового характера.

Хостинг от uCoz