Священная гора Оштен, несомненно, в настоящее время является топонимическим памятником культа солнца, главного культа адыгского пантеона и, одновременно, памяти хаттов, одного из древнейших адыгских племён. Установлено имя солнечного бога в древней Хатии Малой Азии. Оно звучало как Эстан (Эштан).

Хотя родовой центр "Марэтыкъо" в пределах Туб долины р. Пшехи, что на 30 км западнее Оштена, но река Пшеха, т.е. её истоки (ПкIыхьашьхьа) начинаются в фишт-оштеновском межгорье.

Вот почему во всех цветных произведениях Давлета выдерживается солнечный колорит.

Ярким примером этого служит и большое мозаичное панно на фасаде концертного зала училища искусств в г. Майкопе.

Большая декоративная композиция горизонтально-прямоугольного формата набрана в единой тёплой и даже в горячей оранжевой гамме на голубом фоне неба и очень стройно ритмически организована из нескольких сюжетных групп с многочисленными вертикально-параллельными элементами: фигурами музыкантов, инструментами, их конструктивными деталями и т.д. Эту горизонтальную картину пересекает по вертикали крупная фигура девушки-черкешенки, по-плакатному ограниченная торсом.

В композиции нет резко контрастных цветов и тоновых пятен и линий. Здесь автор старается, как обычно, согласно национально-декоративной трёхцветке (тёплый тёмный фон, золотистый узор и редкие удары голубого) уравновесить золото и огонь голубым фоном неба и плоскостно-графически исполняет рисунок лёгкими красными линиями, пятнами и полосами по жёлтому мареву. Мастерски примеряя и уравновешивая холодные и горячие цветовые пятна, художник тонко переводит ожидаемый резкий колорит в нюансную гармонию.

Хостинг от uCoz